Художественные музеи Уэно
В районе парка Уэно очень много музеев и выставок, что неудивительно, - именно здесь и появились первые японские музеи. Произошло это довольно поздно по историческим меркам и, разумеется, в эпоху реставрации Мэйдзи.
В 1872 году в большом павильоне на территории одного из храмов, расположенных в районе Уэно, правительство решило организовать что-то вроде крупной краеведческой выставки, где обозрению японцев представлялись различные экспонаты, имеющие отношения к их стране, начиная от некоторых художественных изделий из личной коллекции императора, и заканчивая образцами полезных ископаемых, а также шкурками и чучелами животных, распостраненных на территории государства. Выставка работала всего несколько дней в месяц, но приобрела настолько большой интерес среди населения, что через три года было решено организовать здесь постоянный музей. Спустя несколько лет он приобрел статус Императорского (также как и весь парк Уэно до 1924 года считался личной собственностью императорской семьи). В 1882 году здесь было выстроено отдельное здание для музея, которое со временем стало называться Главным корпусом, поскольку впоследствии тут появились и другие строения.
Большое число музеев на территории Уэно можно частично объяснить тем, что по мере расширения коллекции и ее специализации, часть экспонатов переносилась в другие музеи. Так, например, нынешний Национальный музей природы и науки "отпочковался" от основного в 1925 году, и туда были перенесены все экспонаты, относящиеся к природе и естественным наукам.
В Главном же корпусе музея оставались предметы, имеющие отношение к археологии, этнографии и, конечно же, к искусству Японии.
В 1923 году, в результате катастрофического землятресения Канто, старый Главный корпус был разрушен. Нынешнее здание Главного корпуса (Honkan), запечатленное на верхней фотографии, было открыто только в 1938 году.
Сейчас на территории Токийского национального музея расположено пять выставочных корпусов. Самое интересное находится в двухэтажном Главном корпусе музея (Honkan). Здесь можно посмотреть на прекрасные образцы старого японского искусства, - начиная от самурайского оружия и доспехов и заканчивая традиционной каллиграфией. Особенно интересна была выставка образцов старой японской графики - укиё-э, мимолетных картин изменчивого и ускользающего мира, ярких, загадочных и разнообразных.
В других корпусах тоже имеются экспозиции. Всё восточное искусство, помимо японского, расположено в Азиатской галерее (Toyokan). В Церемониальной галерее (Hyokeikan), построенной в 1909 году, проводятся специальные выставки. В Археологической галерее (Heiseikan) выставлены предметы археологической истории Японии. И есть еще галерея Храмовых сокровищ (Horyuji), где находятся предметы искусства, подаренные музею императорским домом еще в 1878 году.
Правда на момент моего посещения там были некоторые изменения. Азиатская галерея была закрыта на реконструкцию, и коллекция восточного искусства была перенесена в здание Hyokeikan. Я ее тоже посмотрел, в целом мне понравилось, но все-таки там как-то мрачновато.
В Уэно есть еще один художественный музей, заслуживающий самого пристального внимания. Это Национальный музей западного искусства. Его история связано с именем Кодзиро Мацуката.
Этот человек, родившийся в 1865 году, принадлежал к влиятельной японской семье и получил качественное европейское образование в американском университете. Несколько десятилетий он был президентом крупнейшей японской промышленной компании Kawasaki. Будучи влюбленым в европейскую культуру и искусство и располагая огромными личными финансами, он на протяжении нескольких лет во время своих частых приездов в Европу и, особенно, во Францию, приобретал в свою коллекцию различные произведения искусства от живописи и скульптуры до мебели и гобеленов.
За это время ему удалось собрать несколько тысяч предметов европейского искусства. В его коллекции было множество произведений современных ему художников, многих из них он знал лично. Мацуката был известен как хороший друг Клода Монэ и не раз приобретал для своей коллекции его работы. Также у него было немало скульптур Родена, сделанных из оригинальных отливок.
Мацуката мечтал вывезти свою коллекцию из Европы в Японию и открыть там музей, чтобы сделать западную культуру ближе и доступнее для всех японцев.
Однако судьба его огромной европейской коллекции была несчастливой.
Часть коллекции пришлось продать уже в 1927 году во время экономического кризиса, деньги пошли на поддержку бизнеса. Кое-что он все же вывез в Японию, но основная часть осталась в Европе на складах в Лондоне и Париже. Огромные пошлины на вывоз произведений искусства, установленные европейскими властями, не позволяли ему это сделать, и к тому же уже начиналась Вторая мировая война. Тем временем, в 1939 году на складе в Лондоне произошел пожар и все находящиеся там картины сгорели дотла. Другая часть коллекции, вывезенная в Японию, была потом почти полностью уничтожена во время авиабомбардировок американской авиацией.
Оставшаяся часть коллекции, находящаяся во Франции, была конфискована французским правительством в качестве военного трофея. Именно эту часть коллекции и можно сегодня увидеть в музее, потому что в 1959 году, уже после подписания мирного соглашения с Японией, французы все же решили вернуть ее, в знак примирения с японцами, наследникам Мацукаты, ведь его самого к тому времени уже не было в живых.
Французы однако вернули не всё. Четырнадцать самых ценных работ - произведения Ван Гога, Сезанна, Монэ - были объявлены национальным достоянием и оставлены во Франции. Все остальное, а именно 196 картин, 80 рисунков, 26 гравюр и 63 скульптуры было передано в Японию.
Эти работы, вместе с некоторыми другими остатками некогда огромной коллекции Мацукаты, а также ряд произведений искусств, полученных от других дарителей, и составили основу Национального музея западного искусства в Токио. Музей был построен в 1959 году по проекту французского архитектора Ле Корбюзье. Перед музеем установлены скульптуры Родена, среди которых "Мыслитель" и "Врата ада".
Сам музей можно обойти не особенно торопясь за час. Есть практически всё, но всего очень понемногу.Собственно, вот у меня тут для ознакомления весь список произведений западного искусства, выставленных в этом музее. В этом списке указаны имя автора, название произведения, примерные годы его создания и источник его появления в музее. Как видно, основным источником является коллекция Мацукаты. Список откроется в pdf-файле в новом окне.
Что же касается Кодзиро Мацукаты, то в его истории интересно еще то, что именно он впервые начал собирать японские гравюры укиё-э, причем, приобретая их в Европе, он немало способствовал повышению интереса европейских художников к традиционному японскому искусству. По-видимому, в этом он все же преуспел больше. Сейчас его коллекция, состоящая примерно из 8 000 работ, выставлена в Токийском музее Современного искусства, но этот музей уже находится не в Уэно.